В соответствии с нормами налогового законодательства налог считается установленным

17.05.2019 0 Автор admin


Таким образом, следует совершенно однозначный вывод: только при определении всей совокупности обязательных элементов налогообложения обязанность налогоплательщика по уплате налога может считаться установленной. В противном случае при неопределении хотя бы одного обязательного элемента налог не может считаться установленным, следовательно, у налогоплательщика не возникает обязанности по уплате такого налога в соответствии с п. 1 ст. 23 НК, где сказано, что он обязан уплачивать лишь законно установленные налоги.

Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Если предприятие (организация) создано после начала календарного года, первым налоговым периодом для него является период времени со дня его создания до окончания года. Днем создания является день государственной регистрации. Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации). Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации).
Данная норма фактически закреплена несколькими главами НК РФ. В частности, ст. 108 НК РФ установлено, что при­влекаемый к ответственности налогоплательщик не обязан дока­зывать свою невиновность. Обязанность по доказыванию обстоя­тельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении, возлагается на контролирующие органы. Кроме того, в НК РФ закреплено положение о том, что все неустранимые сомнения, противоре­чия и неясности актов законодательства о налогах и сборах тол­куются в пользу налогоплательщика. Весьма важно обратить вни­мание на еще одно положение НК РФ.

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Несмотря на то что, как указано в НК РФ: специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях НК РФ, к сожалению, приходится постоянно обращаться к иному законодательству, что создает достаточно большие сложности для бухгалтера, не обладающего глубокими познаниями в области юриспруденции.

Налоговый кодекс содержит норму о том, что обязанность по уплате налога считается исполненной, если налогоплательщик подал в установленный для уплаты налога срок в банк платежное поручение при наличии достаточных средств на счете. В случае уплаты налогов и сборов в более поздние сроки, нежели установленные законодательством, налогоплательщики обязаны выплатить пени. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора в проценте от неуплаченной суммы налога. Налоговый кодекс РФ называет следующие сборы, действующие в РФ: таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, федеральные лицензионные сборы, региональные лицензионные сборы и местные лицензионные сборы.

Еще по теме Принципы налогообложения по Налоговому кодексу РФ.:

Группу обязательных элементов налогообложения отличает их универсальность и императивность. В силу последнего признака и объективного процесса совершенствования налогового законодательства состав обязательных элементов не остается неизменным. Так, в ст. 11 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. были определены следующие обязательные элементы: налогоплательщик (субъект налога); объект и источник налога; единица налогообложения; налоговая ставка; срок уплаты; бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад. Как видно, эти обязательные элементы по сравнению с действующими ныне имеют как сходства, так и достаточно существенные различия.
Как правило, в юридической литературе «налогообложение» определяют процесс установления и взимания налогов, а также порядок уплаты налогов юридическими и физическими лицами. Однако это слишком узкий подход. Несколько шире этот термин раскрывает Д.В. Тютин, который под налогообложением понимает урегулированный правом процесс уплаты налогов, а также связанные с ним процессы (в том числе введение и отмена налогов, взыскание налогов, налоговый контроль, привлечение к ответственности за налоговые правонарушения, защита прав налогоплательщиков и др.).

Уплата налогов производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Уплата возможна в наличной или безналичной форме. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) в установленные сроки. При отсутствии банка налогоплательщики могут уплачивать налоги через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления либо через организации связи. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым кодексом РФ, региональных и местных налогов — соответственно законами субъектов РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом РФ. В случае, когда цены товаров, работ или услуг, применяемые сторонами сделки и подлежащие проверке налоговыми органами, отклоняются в сторону повышения или понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени с применением рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

Комментарий к Ст. 17 Налогового кодекса

В соответствии с первой частью Налогового кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда законом определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога, а также предусмотренные законом налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

НК РФ гарантирует права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, которым посвящены разделы II и III Кодекса. Более совершенная система ответственности за налоговые правонарушения, установленная НК, учитывает формы вины налогоплательщиков; смягчающие и отягчающие обстоятельства; виды нарушений и конкретную ответственность по каждому из них.

В необходимых случаях при установлении налога в нормативно-правовом акте могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (ст. 56 НК РФ).
Как указано в п. 3 ст. 11 НК РФ, понятия «налогоплательщик», «объект налогообложения», «налоговая база», «налоговый период» и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях НК РФ.

Группу обязательных элементов дополняет группа факультативных элементов, раскрытие которых при установлении налога не обязательно, а возможно. Соответственно отсутствие факультативных элементов не может приводить к ситуации, когда налог будет считаться неустановленным. Согласно положениям НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены все без исключения основные элементы налогообложения, в том числе налоговая база, объект налогообложения, налоговая ставка, порядок исчисления и сроки уплаты налога. При этом налоги в Российской Федерации должны устанавливаться исключительно налоговым законодательством.

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Если же акты законодательства устанавливают новые налоги или сборы или повышают налоговые ставки, размеры сборов, а также уста­навливают или отягчают ответственность за нарушение законодатель­ства о налогах и сборах или же устанавливают новые обязанности, или каким-либо другим образом ухудшают положение налогоплательщи­ков, то они согласно НК РФ не могут иметь обратной силы.

А в ст. 17 НК говорится, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и срок уплаты налога.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого — одно из условий совершения в интересах плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений.
Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам определяются федеральным налоговым законодательством. В случаях, установленных Налоговым кодексом РФ, ставки федеральных налогов могут устанавливаться Правительством РФ.

Общая характеристика налоговой системы России

Налоговое право. Общественные отношения, возникающие при установлении, взимании налогов и сборов, регламентируются нормами финансового права. Указанные нормы имеют определенные специфические признаки, позволяющие объединить их в самостоятельную группу. Эту совокупность финансовых норм, регулирующих налоговые отношения, принято называть институтом финансового права или даже подотраслью — налоговое право. Нормы налогового права содержатся в различных нормативных актах: Конституции РФ, Налоговом кодексе РФ, федеральных законах о налогах, иных нормативных актах, регулирующих налоговые отношения.

Налоговая система РФ имеет трехуровневый характер; в соответствии с Налоговым кодексом налоги Российской Федерации подразделяются на федеральные, региональные и местные. Трехуровневая система была определена также Законом РФ «Об основах налоговой системы РФ», однако сам перечень налогов был несколько иным. Классификация налогов по Закону РФ «Об основах налоговой системы РФ» и по НК РФ приводится в приложении. Как можно видеть, перечни налогов существенно различаются и в Налоговом кодексе РФ число налогов значительно сократилось.

Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части уста­новления новых налогов или сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах РФ и акты представительных органов муници­пальных образований, вводящие налоги или сборы, вступают в силу не ранее 1-го января года, следующего за годом их принятия, и не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах.

Критерии оценки налоговых систем

Кодексом установлено также, что акты законодательства о нало­гах не могут вступать в силу ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, но не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В части первой НК РФ содержатся общие положения об обязательных элементах налогообложения (ст. ст. 38, 52, 53, 55, 57, 58). В части второй НК РФ лица, признаваемые налогоплательщиками, и элементы налогообложения указаны применительно к каждому налогу.
Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязательные и факультативные элементы налога

Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо на действие, которое должно быть совершено. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, установленных налоговым законодательством. Изменение срока уплаты налога и сбора допускается в исключительном порядке в соответствии с гл. 9 первой части Налогового кодекса РФ. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.

В связи с этим, если налогоплательщики или какой-либо элемент налогообложения, указанный в п. 1 ст. 17 НК РФ, не определены, налог не считается установленным.

Региональные налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Кодексом и законами субъектов РФ, обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении регионального налога законодательными органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными органами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

К факультативным элементам следует отнести:

  • налоговые льготы и основания для их применения;
  • порядок возмещения налога;
  • отчетный период;
  • получателя налога.

Похожие записи: